15 апреля – День экологических знаний

В преддверии дня экологических знаний научные сотрудники ФИЦ ИнБЮМ ответили на несколько вопросов. В беседе приняли участие научные сотрудники лаборатории фиторесурсов – кандидаты биологических наук Лилия Бондарева и Ольга Шахматова, а так же Елена Чернышова.

Как вы оцениваете знания наших детей в области экологии? Дорожит ли подрастающее поколение, на Ваш взгляд, нашей природой?
Ольга Шахматова: Знания наших детей в области экологии оцениваю на среднем уровне. Знаний не так много, но желание видеть планету цветущей и чистой у них есть. Организовать их на любое мероприятие по очищению пространства достаточно легко.

Лилия Бондарева: Детство — это время, когда закладываются основы экологического мировоззрения человека. В нашем городе экологические знания детям преподают на высоком уровне (в том числе сотрудники Института биологии южных морей). Вне школы обучение происходит в Малой академии наук Севастополя, в Севастопольском центре эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, в Межшкольном краеведческом музее имени Е.Н. Овена. Во многих школах созданы экологические отряды, дети проводят разнообразные природоохранные акции (сбор макулатуры, опасных отходов, озеленение школьных дворов). В образовательной деятельности активное участие принимают сотрудники Севприроднадзора. В школе не хватает учебников и наглядных пособий о природе Крыма и Севастополя. Не реализована идея создания образовательного эколого-просветительского центра нового образца на базе природного парка «Максимова дача», предложенного авторами научного обоснования создания особо охраняемой природной территории (ООПТ). Здесь можно было бы круглогодично знакомить студентов и школьников с живой и неживой природой родного края. Однако реальные экологические проблемы создаются не детьми, а взрослыми. Напомнить о важности охраны природы, как среды обитания человечества, и соблюдения природоохранного законодательства необходимо, прежде всего, широким слоям взрослого населения.

Елена Чернышова: Я считаю, что в целом у детей сформировано представление о том «что такое хорошо и что такое плохо» в области охраны природы. И природой они дорожат. Но в то же время у школьников (даже старшеклассников) весьма скудные познания в области классической экологии и её закономерностей, а без этого, к сожалению, не возможен осознанный подход к природоохране и понимание того, насколько уникальна природа Крыма и экосистемы Черного и Азовского морей.

Как ученые оценивают экологическую обстановку Черного моря?
Ольга Шахматова: На данный момент экологическая ситуация на Черном море не является плачевной, наблюдается улучшение экологического состояния многих прибрежных акваторий

Лилия Бондарева: Отвечу о Крыме. Не все жители и гости полуострова знают, что Крым — это удивительный осколок средиземноморской природы с уникальной флорой и фауной, разнообразными , но очень уязвимыми ландшафтами. Его природа находится в критическом состоянии, три четверти территории преобразовано в результате хозяйственной деятельности человека, осталось только 3-4% ландшафтов с первичными коренными биоценозами.
Елена Чернышова: В некоторых прибрежных экосистемах в последние десятилетия отмечаются восстановительные процессы. Но в других районах рост неконтролируемой антропогенной нагрузки приводит к деградации прибрежных водных и наземных экосистем.

Считаете ли Вы, что карантин в режиме самоизоляции действительно положительно сказывается на экологической среде?
Ольга Шахматова: Я не думаю, что карантин улучшает экологическое состояние окружающей среды. Он психологически угнетающе действует на население.

Лилия Бондарева: Во время карантина, действительно, снизился фактор беспокойства для животных, уменьшилась нагрузка на природные зоны. Однако, поскольку не решены проблемы очистных сооружений, карантин не повлиял на загрязнение акватории. И к сожалению, в период карантина в Севастополе было уничтожено 4 га можжевелового леса в районе с. Родное.
Елена Черныщова: Думаю режим самоизоляции (на уровне Севастополя) оказал положительное влияние хотя бы тем, что уменьшилась транспортная нагрузка и с ней количество выхлопных газов. Уменьшилось шумовое загрязнение.

Что нужно сделать людям, чтобы сохранить свой окружающий мир?
Ольга Шахматова: Заняться собой, очищением своего сознания, мыслей, физического тела, отказаться от вредных привычек, понять, что все мы – единый организм с Землей, что мы ее дети, а не хищные зверьки, думающие о сиюминутной выгоде. Воспринять, что все вокруг – живое, думающее и чувствующее, что нельзя рубить деревья, потому что им больно, и они не могут убежать от обидчика, что нельзя охотиться, потому что нельзя проливать кровь. Понять, что Земля – наша Мать, страдающая и болеющая за нас и из-за нас. Заняться очищением и благоустройством своего личного пространства, палисадника, двора – как сказал Чехов, — если каждый на своем месте  сотворит маленький цветущий садик, то вся земля превратится в благоухающий райский сад. Он знал, что говорит. Его сад в Ялте до сих пор радует посетителей. Будем, как он. Хотя бы как он.
Лилия Бондарева: Гражданская позиция жителей нашего города, обычных людей, без профессиональных знаний биологии и экологии, не раз помогала крымским ученым, создавать заказники, предотвращать вырубку деревьев, застройку ценных территорий, а значит сохранять окружающий мир.
Елена Чернышова: Я считаю что всем необходим осознанный подход к природопользованию — мало знать, что нельзя оставлять пластиковый мусор в лесу, рубить реликтовый лес, мыть машину возле родника, жечь костры в лесу в пожароопасный период. Надо знать почему именно «нельзя», чтобы предвидеть последствия тех или иных своих поступков. Для этого нужно популяризировать научные экологические знания, и не только среди молодёжи.