Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Как севастопольская школа РГО повлияет на развитие науки в России

25.07.2022

Всю эту неделю в Севастополе работала первая Морская молодёжная биологическая школа Русского географического общества. Проект собрал 15 молодых учёных со всей страны. Поработать в лабораториях Института биологии южных морей попробовали представители Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Пскова и Крыма. Лекции для них читали ведущие специалисты из Севастополя. Чем школа была полезна для будущего российской науки? И на какие проекты вдохновились молодые люди? Репортаж Ольги Чернецкой.

Школа РГО на развитие науки.jpg

Установить отцовство или выяснить болеет ли человек COVID-19? В этой лаборатории можно провести любой генетический анализ. Но участникам Морской молодёжной биологической школы в этот раз интересно узнать о свойствах диатомовых водорослей. Для Ильи Тимофеева такая практика особенно важна. В родном Пскове он изучает разнообразие пресноводных водорослей. Уверен, полученный в Севастополе опыт бесценен. Применит молодой человек его совсем скоро – при написании дипломной работы.

«Практики здесь, которые сейчас проходят по выделению ДНК, открывают для меня больше новые методики, новые методы. И, в принципе, открывает новые стороны изучения одного объекта», – рассказал участник Морской молодёжной биологической школы Русского географического общества из Пскова Илья Тимофеев.

Умение делать такой анализ – обязательный навык для молодых учёных. В ИнБЮМе объясняют, молекулярные методы работы – неотъемлемая часть современных исследований.

«В итоге вместе с коллегами на основании методов микроскопии, на основании методов каких-то систематических и молекулярно-генетических мы делаем вывод, что это за микроводоросль», – говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИнБЮМа Элина Челебиева.
«Мы когда познакомились с ребятами, из тех, кто владеет какими-то методами, кто сталкивается в своей работе с этим, всего лишь три человека. Остальные ребята в основе своей имеют биологическое образование, поэтому те вещи, о которых мы говорим, им знакомы. Но они сами в этой области никогда не работали», – сказала научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и функциональной геномики Мирового океана ИнБЮМа Екатерина Водясова.

А из лабораторий стационарных – в лабораторию мобильную. На научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий». В открытое море не выходили, но это не помешало познакомиться с условиями комплексного изучения черноморской акватории.

«Программа создавалась в таком интересном режиме, потому что у нас было слишком много хороший идей и слишком мало времени. Ребята у нас здесь восемь дней. Мы подошли всесторонне к программе, чтобы они смогли найти и учёных, которые им интересны, и заключить какие-то научные связи. И при этом прослушали лекции, которые дали бы им полное понимание о биологии Чёрного моря», – вспоминает заместитель руководителя молодёжного клуба крымского отделения Русского географического общества Екатерина Петлюкова.

А узнать, пригоден ли участок южного берега для строительства новой устричной фермы можно в научно-образовательном центре «Спектрометрия и хроматография» ИнБЮМа используют самое передовое оборудование.

Таких устройств по всей стране не больше 20. Аппарат позволяет определить химический состав объектов исследования. В том числе, узнать соответствуют ли нормам пробы воды и грунта из Чёрного моря. Все результаты автоматически приходят на компьютер, что заметно ускоряет работу ученых. Проверить несколько сотен проб аппарат может примерно за шесть часов.

Для лучшего понимания принципов работы устройства для учеников молодёжной школы сперва нарисовали детальную схему. Здесь уверены, такое «близкое» знакомство с работой морских биологов необходимо новым поколениям учёных.

«Для молодых специалистов это будет полезно, в первую очередь, тем что на этапе обучения позволяет выбрать дальнейшее свое направление. Сформировать мнение, чем человек точно хочет заниматься. С чем ему придётся столкнуться и посмотреть, какие у нас вообще есть лаборатории. Можно посмотреть, от чего погибла рыба, можно посмотреть содержание каких-либо загрязнений», – рассказывает начальник центра коллективного пользования ИнБЮМа Алексей Гулин.

Эти данные точно пригодятся в проекте Яны Зуб. Девушка – студентка выпускного курса факультета географии Крымского федерального университета и как раз изучает состояние почвы на полуострове.

«У нас были лекции по дистанционному зондированию земли. Я уже знаю, какие моменты я буду включать в свою дипломную работу. Дистанционное зондирование земли – это некоторые данные с фотографий, скажем так, по которым в дальнейшем идет дешифрирование, которое нам необходимо для работы», – говорит участница Морской молодёжной биологической школы Русского географического общества Яна Зуб.

Главная задача совместного проекта РГО и ИнБЮМа – заинтересовать школьников и студентов изучением науки. А чтобы закрепить успех Морской биологической школы организаторы обещают – постараются сделать проект ежегодным.


Источник: Вести Севастополь

https://vesti92.ru/2022/07/24/kak-sevastopolskaja-shkola-rgo-povlijaet-na-razvitie-nauki-v-rossii.ht...